Договорные отношения


Мусульманин-мукалляф не имеет права заниматься каким-либо делом без знания о том, что Аллаh разрешил и что запретил в этом вопросе, так как Аллаh Всевышний возложил на нас ответственность за соблюдение того, что Он повелел.

Аллаh разрешил куплю-продажу, но запретил риба. По шари‘ату для купли-продажи существуют определённые правила, и ни одна сделка не разрешается, если не будут выполнены все рукны и условия, которые необходимо соблюдать. Отсюда следует, что каждый желающий заниматься куплей-продажей должен научиться этому, иначе он совершит грех риба или другой грех, хотел он этого или нет.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

التَّاجِرُ الصَّدُوقُ يُحْشَرُ يَوْمَ الْقِيَامةِ مَعَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ

Это означает: «Честный торговец во время Сбора в Судный День будет вместе с Пророками, праведниками и шаhидами[1]». Согласно этому хадису такой награды достоин тот, кто прилагает усилия, заставляя себя выполнять все сделки согласно шари‘ату. А тех, кто переходит границы дозволенного, Аллаh предупредил о наказании.

Также необходимо соблюдать все условия и рукны при всех остальных контрактах: иджара (аренда, найм), кырад[2] (один из видов инвестиций), залог, поручение (доверенность), хранение, временное использование, совместная компания и мусакат[3].

Ар-Риба

Запрещается совершать риба[4], получать средства от этого и использовать их, брать такое имущество, а также подписывать такой договор и быть свидетелем.

К риба относится:

  • продажа[5] накда[6] одного вида за накд другого вида, например, серебра за золото, если:

1) во время заключения сделки была оговорена отсрочка в оплате;

2) или хотя бы один из участников сделки ушёл без получения на руки предмета сделки;

  • продажа одного накда за другой того же вида, то есть золота за золото или серебра за серебро, если:

1) во время заключения сделки была оговорена отсрочка в оплате;

2) или хотя бы один из участников сделки ушёл без получения на руки предмета сделки;

3) или была разница в весе, то есть продавалось золото за золото или серебро за серебро так, что вес одного превышал вес другого;

  • продажа продуктов питания одного вида за продукты питания другого вида, например, пшеницы за ячмень, если:

1) во время заключения сделки была оговорена отсрочка в оплате;

2) или хотя бы один из участников сделки ушёл без получения на руки предмета сделки;

  • продажа одного продукта питания за другой того же вида, например, пшеницы за пшеницу, если:

1) во время заключения сделки была оговорена отсрочка в оплате;

2) или хотя бы один из участников сделки ушёл без получения на руки предмета сделки;

3) или предметы сделки не равны[7].

Запрещённые виды купли-продажи

Запрещается продажа:

  • того, что не получил;
  • мяса за живое животное;
  • долг в долг;
  • чужой собственности без права по шари‘ату;
  • того, что не видят участники сделки. По одному из заключений имама аш-Шафи‘ий это разрешается с описанием;
  • не мукалляфу[8] (сумасшедшему или ребёнку). По школе Ахмада ибн Ханбаля дозволено продавать ребёнку-мумаййизу [с разрешения родителей или попечителей];
  • того, что невозможно отдать;
  • того, что не приносит пользу[9];
  • продажа без словесного договора не является действительной, но по мнению некоторых учёных достаточно молчаливого согласия обеих сторон;
  • того, что не является чьей-либо собственностью, например, запрещено продавать свободного человека или землю, которая никому не принадлежит (мауат[10]);
  • неопределённого товара;
  • наджасы, например, крови;
  • любых опьяняющих напитков;
  • всего запрещённого, например, тамбура[11];
  • товара, который сам по себе разрешённый и чистый, но продавец знает, что покупатель хочет использовать его для совершения греха. Например, нельзя продавать виноград для изготовления вина или оружие для нападения на людей;
  • любого одурманивающего вещества;
  • бракованного товара, скрыв его изъян.

Примечание: Раздача наследства умершего и продажа чего-либо из него не является действительной до тех пор, пока не раздадут его долги[12], не исполнят его завещание и не выделят сумму для оплаты совершения за него невыполненного хаджа и ‘умры, если он был обязан их выполнить. Если денег недостаточно для исполнения всего вышеперечисленного, то часть его имущества продают, чтобы выполнить это. В этом случае имущество умершего подобно залогу.

А также запрещается:

  • третьему лицу отговаривать покупателя или продавца после того, как они договорились о цене товара, то есть просить покупателя купить товар у него или просить продавца продать товар ему. И ещё бόльшим грехом является отговаривать покупателя или продавца после заключения ими сделки[13], но пока ещё есть возможность вернуть товар.
  • скупать основные продукты питания во время нужды[14], когда цены повышаются, с целью сберечь, чтобы потом перепродать их по завышенной цене[15];
  • искусственно повышать цену (ставку) товара[16], чтобы обманом вызвать к нему интерес;
  • при купле-продаже запрещено обманывать: скрывать дефекты товара, обмеривать, обвешивать, обсчитывать[17] или лгать[18];
  • а также к запрещённым сделкам относится риба в займе (риба кард):
    • давать деньги в долг с условием, чтобы тот купил у него товар по завышенной цене;
    • давать деньги в долг наёмному работнику с условием, что будет платить ему за работу меньше общепринятой оплаты за подобную работу;
    • давать деньги в долг земледельцу до сбора урожая с условием, чтобы он продал ему будущий урожай по сниженной цене.

В наше время большинство сделок и договоров между людьми не соответствуют правилам шари‘ата. Поэтому тот, кто хочет получить вознаграждение от Аллаhа, сохранить свою Веру и уберечь себя от грехов, обязан узнать, что разрешено, а что запрещено. И этому необходимо учиться у богобоязненного, честного, достоверного учёного, переживающего за религиозные знания своего ученика, так как стремление к тому, чтобы делать только дозволенное – это обязанность каждого мусульманина.


[1] погибший при защите Веры

[2] кырад – вложение средств одним лицом в торговое дело с разрешением использовать их в торговле другому лицу, в которой оба – и вложивший средства, и использующий их – являются компаньонами в прибыли

[3] мусакат – это договор хозяина сада с подрядчиком, который ухаживает за его садом (орошает его и т.п.). Оба являются компаньонами в урожае.

[4] риба – это сделка и договор, в котором есть нарушения определённого вида

[5] бартер, товарообмен

[6] Накд – общий термин для обозначения золота и серебра. Золото и серебро может быть в виде слитков, монет, ювелирных украшений или в необработанном виде.

[7] по объёму или весу [8] недействительна продажа и покупка, которую совершает немукалляф

[9] например, сгоревший хлеб

[10] мават – земля, не принадлежащая никому, не возделанная и не имеющая построек

[11] Тамбýр – струнный музыкальный инструмент, похожий на лютню, гитару. А также запрещена продажа других струнных и духовых музыкальных инструментов.

[12] если они были

[13] например, продавец сказал: «Я продал тебе этот товар за такую-то цену», а покупатель сказал: «Я купил этот товар за эту цену»

[14] например, бедствия, голода, продовольственного кризиса

[15] так, что населению, страдающему от голода, будет тяжело покупать необходимые продукты питания (во время продовольственного кризиса) по высоким ценам

[16] например, на торгах

[17] не дать сполна деньги, сдачу, а также оговоренное количество товара

[18] например, продавец говорит о том, что этот товар на рынке продаётся по одной цене (дорого), заведомо зная, что на самом деле данный товар продаётся дешевле.

Please publish modules in offcanvas position.