Ритуальное очищение (Tohарат)


Подготовка к Намазу

Содержание:


Малое ритуальное омовение (Вуду`)

Одно из условий намаза – Вуду`, которое состоит из шести фардов (рукнов):

  1. Намерение[1] выполнить таhарат для намаза или другие соответствующие намерения[2], одновременно с началом мытья лица[3] (по мазhабу аш-Шафиʻий). По мазhабу Маликий достаточно сделать намерение непосредственно перед мытьём лица.
  2. Мытьё лица полностью: от места над лбом, где обычно у людей начинают расти волосы, до подбородка, и от уха до уха[4]. Необходимо мыть и кожу, и волосы. Однако густая борода[5] мужчины моется поверхностно (не до корней).
  3. Мытьё рук до локтей включительно, а также всего, что растёт на них.
  4. Протирание головы или её части. Достаточно протереть[6] хотя бы один волос непосредственно на голове[7].
  5. Мытьё ног, включая щиколотки, или протирание хуфф[8], если соблюдены его условия.
  6. Соблюдение данной последовательности (рукнов).

Обстоятельства, нарушающие Вуду`

Вуду` нарушает [4 обстоятельства[9]]:

  • всё, что выходит из мочеиспускательного канала[10] (кроме маний[11]) и заднего прохода;
  • прикосновение ладонью к половым органам или к кольцу ануса человека без преграды;
  • прикосновение [мужчины] к коже женщины-аджнабийя[12], которая может вызывать половое влечение у мужчин с нормальной психикой;
  • потеря разума[13], потеря сознания, сон. Ууду` не нарушается, если человек спит сидя, плотно прижавшись к месту сидения.

Истинджа`

Истинджа[14] является обязательным очищением от всех влажных выделений из мочеиспускательного канала (кроме маний) и заднего прохода, смывая их водой до полного очищения, или же подтирая не менее трёх раз, пока выделения не удалятся. При этом воду можно не использовать, даже если остаётся след[15], при условии, что выделения не переместились и не засохли. Если же выделения переместились с того места, где они остановились, или засохли, то обязательно используется вода.

Предмет, который подходит для истинджа`, должен быть:

  • шершавый,
  • чистый,
  • плотный и сухой,
  • непочётный[16].

Полное ритуальное омовение (Гусль)

Одно из условий Намаза – Таhарат (очищение) от большого хадаса. Для этого необходимо выполнить Гусль, а для того, кому недоступно или противопоказано использование воды[17] – Таяммум.

Пять обстоятельств[18], после которых необходимо выполнить Гусль:

  1. выделение маний;
  2. половой акт;
  3. менструация (хайд);
  4. послеродовые выделения (нифас);
  5. роды.

Гусль состоит из двух фардов (рукнов):

  1. Намерение снять большой хадас или подобное намерение[19];
  2. Промывание водой всего тела – кожи и волос, независимо от их густоты.

Условия таhарат

Условия таhарат:

  1. Ислам[20].
  2. Тамйиз[21].
  3. Отсутствие препятствия для контакта воды с моющейся частью тела.
  4. Протекание воды.
  5. Вода должна быть пригодной для очищения (мутаhhир[22]). Вода не пригодна для очищения, если смешалась с чем-либо чистым (таhир), например, с молоком или чернилами и тому подобным, и изменилась настолько, что она перестала называться водой[23]. Если же она изменилась из-за смешивания с тем, чего нельзя было избежать, например, из-за почвы в том месте, где находилась вода, то она пригодна для очищения.

Вода не пригодна для очищения, если при смешивании с наджасой[24] она изменилась, даже если изменение было совсем небольшое[25]. Если воды было меньше 2 куллей[26], то эта вода не пригодна для очищения: • если в неё попала (смешалась или соприкасалась) непростительная наджаса; • или вода уже была использована для снятия хадаса; • или она уже была использована для удаления наджасы.


Таяммум

Человек, который не нашёл воду, или же её использование ему вредит, выполняет таяммум – очищение чистой[27] землёй таhур[28], содержащей пыль.

Условия таяммума:

  • наступление времени ритуала (например, намаза);
  • удаление непростительной наджасы (до выполнения таяммума);
  • использование чистой земли[29], содержащей пыль.

При выполнении таяммума необходимо:

  • два раза[30] ударить ладонями по земле;
  • после первого удара протереть лицо;
  • сделать намерение получить дозволение выполнить обязательный намаз, и оно должно быть вместе с переносом пыли к лицу и началом его протирания;
  • после второго удара протереть обе руки до локтей включительно.

Что запрещается при нарушении Вуду` и Гусль

При нарушении ууду` запрещается:

  • выполнять намаз;
  • совершать тауаф[31];
  • носить мусхаф[32] или прикасаться к нему. Но это можно разрешать мальчику и девочке (мумаййизам) для обучения.

Джунубу[33] запрещается всё вышесказанное, а также:

  • чтение Кур`ана (так, чтобы слышать себя);
  • пребывание в мечети.

Женщине в период менструации и послеродовых выделений запрещается всё вышесказанное, а также:

  • соблюдать пост до полного прекращения выделений;
  • позволять мужу получать удовольствие от её тела в области от пупка до колен до совершения ею полного омовения (гусль). Некоторые учёные сказали, что это не запрещено, а запрещён только половой акт.

Очищение (Таhарат) от наджасы

Одно из условий намаза – таhарат от наджасы:

  1. на теле;
  2. на одежде;
  3. на месте выполнения намаза;
  4. при себе (например, бутылка с наджасой).

Если наджаса попала на выполняющего намаз или на то, что он носит [одежду, сумку и т.п.], то намаз нарушается. А в случае, если она была немедленно сброшена или если наджаса простительная[34], то намаз не нарушается.

Является обязательным удаление непростительной наджасы:

  • наджасы ʻайнийя[35] – путём удаления самой наджасы, а также её вкуса, цвета и запаха водой мутаhhир;
  • наджасы хукмийя[36] – путём наливания воды мутаhhир на место, загрязнённое наджасой;
  • наджасы кяльбийя[37] – путём семикратного промывания водой мутаhhир, одно из которых – водой, смешанной с чистой землёй таhур. Промывание, полностью удаляющее саму эту наджасу и её качества – цвет, вкус и запах, даже если было многократным, считается одним разом.

Если воды было мало[38], то для удаления наджасы является условием лить её на место, где находится наджаса.


Другие условия Намаза

Кроме таhарат, условиями намаза являются:

  1. Ислам[39];
  2. тамйиз;
  3. закрыть ‘аурат[40] тем, через что не видно цвета кожи. Женщине необходимо покрывать всё тело, кроме лица и кистей рук, со всех сторон, кроме низа[41]. Мужчина обязан закрыть часть тела между пупком и коленями со всех сторон, кроме низа;
  4. направление (кыбла)[42];
  5. уверенность в наступлении времени намаза;
  6. не считать какой-либо фард намаза (рукн)[43] сунной;
  7. знать, что выполняемый намаз – обязательный.

Обстоятельства, нарушающие Намаз

Намаз нарушает:

  • произнесение посторонних слов, которые не имеют отношения к намазу, даже двух букв или же одной буквы, имеющей смысл. Исключение: произнесение малого количества слов по забывчивости;
  • множество посторонних движений: по заключению одних учёных, если они занимают время одного рак‘ата[44], по заключению других – три посторонних движения подряд. У первого заключения более сильное доказательство;
  • резкое постороннее движение, например, прыжок;
  • умышленное добавление лишнего рукна-действия;
  • игривое[45] движение, даже одно;
  • пища или питьё. Исключение: малое количество по забывчивости;
  • намерение прервать намаз, или намерение прекратить намаз в связи с каким-либо обстоятельством, или колебание в этом;
  • закончить рукн с сомнением о намерении в такбире аль-ихрам[46], или же это сомнение долго[47] не проходит.

Условия вознаграждения за Намаз

Чтобы получить от Аллаhа вознаграждение за намаз, также должны быть выполнены следующие условия:

  • намерение должно быть исключительно ради Алла[48];
  • пища, одежда и место моления должны быть дозволенными[49];
  • во время намаза сердце должно быть в смирении перед Аллаhом хотя бы на одно мгновение.

Без выполнения хотя бы одного из этих трёх условий намаз действителен, но без вознаграждения.


[1] намерение – это целенаправленное стремление в сердце для совершения чего-либо

[2] например, намерение выполнить ууду`, а также подходит намерение для выполнения любого ритуала, который не принимается без ууду

[3] при соприкосновении воды с лицом

[4] от козелка до козелка

[5] борода – это волосы, растущие на нижней челюсти

[6] например, влажной рукой или смочить

[7] от места, где обычно у людей растут волосы над лбом, до затылочной кости на затылке и от уха до уха

[8] хуфф – это обувь (обычно кожаная) или особые кожаные носки, закрывающие щиколотки, позволяющие ходить в них для удовлетворения нужд путника на привалах

[9] состояние в результате любого из этих обстоятельств называется малым хадасом

[10] а также из влагалища

[11] маний – сперма у мужчин и аналогичная жидкость у женщин, выделяющаяся при оргазме. Выделение своего маний является причиной большого хадаса и требует выполнения полного омовения (гусль).

[12] аджнабийя – это женщина-немахрамийя, а махрамийя – это женщина, с которой шари‘ат не позволяет вступить в брак ни при каких условиях – ни сейчас, ни в будущем. Женщина может быть махрамийей из-за кровного или молочного родства, а также из-за родства со стороны жены (зять не может жениться на тёще, а на дочери жены, т.е. на падчерице, он не может жениться после того, как они с женой совершили половой акт). Из кровных родственников нельзя жениться на матери, бабушке и выше по прямой линии родства, на дочери, внучке и ниже по прямой линии родства, на родных сёстрах, племянницах и др. Из молочных родственниц нельзя жениться на кормилице, молочных сёстрах и др.

[13] в том числе из-за сильного опьянения

[14] истинджа – это подмывание или подтирание мочеиспускательного канала и заднего прохода (а также влагалища) при выходе влажных выделений

[15] Если остаётся след, который не устраняется только лишь подтиранием, то эта наджаса простительная, которая не препятствует выполнению намаза. Но даже если следа не осталось, это не означает, что подтирание полностью очищает проход и он становится абсолютно чистым.

[16] например, для истинджа` подходит камень, бумага и т.п., но не подходит стекло, бамбук, песок, влажные салфетки и т.п.

[17] например, сильный ожог, при котором использование воды вредит

[18] Состояние того, у кого произошло хотя бы одно из этих пяти обстоятельств, называется большим хадасом. Тот, у кого произошло первое или второе обстоятельство, называется «джунуб».

[19] например: «выполнить обязательный гусль»

[20] таhарат недействителен у немусульманина

[21] то есть человек должен быть мумаййизом

[22] мутаhhир – чистая и пригодная для очищения

[23] без дополнительного определения

[24] например, моча, кал, кровь, спирт

[25] независимо от того, воды было много (больше 2 куллей) или мало (меньше 2 куллей)

[26] 2 кулля – это объём куба со стороной 1¼ локтя (1 локоть приблизительно равен 47 см). 2 кулля ≈ 204-216 литров

[27] от инородных примесей

[28] т.е. не использованной для таяммума и не смешанной с наджасой

[29] не влажной

[30] два удара – это минимум, но может быть и больше

[31] тауаф – ритуальный обход вокруг Кя‘бы

[32] мусхаф – книга с полным текстом Кур`ана

[33] джунуб – тот, кто совершил половой акт, или тот, у кого произошло выделение маний

[34] например, кровь в ране

[35] наджаса ʻайнийя – это наджаса, которую можно обнаружить по цвету, запаху или вкусу

[36] Наджаса хукмийя – наджаса, которая не обнаруживается ни по цвету, ни по вкусу, ни по запаху. Например, человек знает, что на его одежду попала моча, а затем высохла, и от неё не осталось следа (ни запаха, ни вкуса, ни цвета).

[37] наджаса кяльбийя – это наджаса от собак и свиней, всё, что выделяется у них, а также всё, что рождается у них при спаривании между собой (собак и свиней) или одного из них с другими животными

[38] меньше 2 куллей

[39] намаз не принимается от немусульманина

[40] ʻаурат – определённая часть тела, которая согласно шари‘ату должна быть закрыта

[41] достаточно, чтобы одежда была длинной, доходила до пола и не отрывалась от него на протяжении всего намаза

[42] кыбла – направление для выполнения намаза в сторону Кя‘бы

[43] например, чтение суры «аль-Фатиха», выполнение рукуʻ, намерение

[44] ракʻат – повторяющаяся последовательность действий в намазе

[45] шалость, баловство

[46] такбир аль-ихрам – слова «Аллаhу акбар» в начале намаза

[47] в течение времени, достаточного для чтения суры «аль-Фатиха»

[48] искренне, с единственной целью – выполнить повеление Алла

[49] то есть халяль (разрешённое по шариʻату)

Please publish modules in offcanvas position.